Киноанализ (сюжеты и спойлеры!)

Наша группа в Facebook (присоединяйтесь!)

Наша группа ВКонтакте

Аватар (США, 2009)

Продолжительность: 162 минут

Просмотр фильма Аватар (США, 2009) онлайн доступен в конце статьи

"Аватар" - прекрасный пример того, как можно романтизировать предательство. Куда там героическому житию Павлика Морозова - Павлик хотя бы по сюжету быстро получил по заслугам, а по жизни - так и вовсе не имел никакого отношения ни к доносам, ни к детским политическим организациям.

Аватар: сюжет и спойлеры

Главный герой сюжета - парализованный десантник, к которому приходит Полковник и предлагает Задание.

Задание это имеет несколько важных моментов.

Во-первых - оно действительно сложное, и для его выполнения нужен хороший профессионал. Герой же мало того, что обладает совершенно не теми профессиональными навыками, так еще и свои-то уже явно утратил. Наверняка ведь человек, провалявшийся несколько лет без движения, таковым является уже с натяжкой, какие бы прошлые заслуги у него ни были. Так почему же полковник выбирает именно Сэма Уортингтона?

Формально - из экономии, фактически - получается, что из благотворительных соображений. Ведь во-вторых - Задание подразумевает помещение разума Сэма в новое тело - огромное, ловкое, мощное и красивое по меркам того социума, в котором Сэму предстоит действовать. И очень дорогое в изготовлении, да.

Впрочем, и само задание уже изначально свидетельствует о гуманизме землян - Сэма забрасывают на другую планету в мир аборигенов, чтобы он уговорил их мирно уступить землянам нужную им территорию. В принципе, земляне могли бы решить вопрос и просто перебив местных, но соображения человеколюбия делают для руководства землян этот вариант приемлемым только в самом крайнем случае - если по-другому совсем никак.

В прекрасном мире инопланетного леса, срисованного, в основном, с коралловых рифов, Сэма встречает местная красавица, показывает ему все чудеса душевной гармонии, и вообще принимает в племя на правах Очень Крутого Чувака. Новое тело Сэма этот статус всячески оправдывает - в частности, ему удается не только получить любовь дочери вождя, но и покорить Супердракона, которого из настоящих местных никто осилить не мог.

Напоминаю - Тело было предоставлено Сэму Полковником. Полковник вообще играет в сюжете роль архетипического Отца, не зря он все время называет Сэма "сынок".

Как же реагирует психика Сэма на такой шикарный подарок Полковника? У него начинается инверсия гендерных ролей.

Поясню сложную фразу: в традиционном обществе, когда создается семья - женщина приходит в клан мужа, принимает его религию, язык, систему ценностей. В данном же случае все произошло ровно наоборот - герой фильма безоговорочно принимает систему ценностей своей новообретенной подруги, а к собственной культуре и обществу обретает труднообъяснимую с точки зрения нормального здорового человека враждебность. Надо ли дополнительно упоминать, что Полковника он торжествующе убивает, пользуясь всеми возможностями предоставленного ему Полковником же тела? Добро, короче, всегда побеждает. Ведь кто победил - тот и добро. И только Тарас Бульба нервно ворочается в гробу, бормоча во сне "чем я тебя породил, тем я тебя и убью".

Ну и надо понимать, что с того момента, как Сэм встречает синюю девушку своей мечты, все оценочные моменты в фильме представлены с точки зрения его сознания, не выдержавшего свалившегося на голову счастья. Местные сразу же становятся удивительно душевными и гармоничными существами и вообще какают бабочками, а земляне - злобными и бездушными агрессорами.

Да, завязка сюжета очевидно взята из классической американской легенды о Покахонтас (это и сам Кэмерон признавал), но надо помнить, что реальная Покахонтас, хоть и была действительно дочерью вождя, но как раз покинула свой дом, крестилась, и похоронена в Англии. А ее племя в итоге тихо уползло в очередную резервацию.

Интересен психологический механизм, как такое могло произойти. Очевидно, что десантник обладает личностной ущербностью как минимум в двух аспектах.

Во-первых - его психика инфантильна (или деградировала до инфантильности за время посттравматической депрессии) настолько, что он не способен проследить причинно-следственные связи происходящего в жизни, и не может понять, что все предоставленные ему возможности кто-то для него сделал, а кто-то другой - не получил, потому что получил он. То есть - видит свои возможности, но не видит прилагаемых к ним обязанностей. С эгоцентрической точки зрения эти обязанности, конечно, виртуальны и несущественны, но - лишь до того момента, как Тело начнет портиться и вновь потребуется волшебная помощь извне (напомню, герой Тела не создавал, и даже не участвовал в проекте и настройке - он просто получил его в готовом виде в подарок, и не имеет ни малейшего представления о его работе и обслуживании).

Во-вторых - в какой ситуации мужчина будет расходовать имеющийся у него ресурс (в данном случае - Тело), ориентируясь исключительно на женщину, с которой вчера познакомился, и которая продемонстрировала к нему симпатию? Причем расходовать сразу на разрушение собственного мира, собственного общества и ценностей? Очевидно, только в одном случае - если у него вообще нет опыта получения симпатии со стороны женщины, а в собственном представлении должен быть обязательно. То есть, если он всю жизнь мнил себя успешным ловеласом и счастьем любой женщины, а на самом деле реальные женщины смотрели на него с равнодушием. Даже когда он был накачанным и активным красавцем-морпехом (что уже наводит на подозрения). Тогда - да, любые сигналы симпатии со стороны женщины обретают для него небывалую ценность, за которую не жалко сжечь весь мир. Не потому что ему так уж важна эта женщина - потому что ему так важен образ себя, как героя-любовника-защитника и вообще. Ведь что интересно - из родительских архетипов в фильме представлен только Полковник, материнской фигуры для героя тоже не существует, на ее месте пробел. И вообще, мир будущего показан скорее антиутопическим, где все друг друга только прессуют и убивают, а положительные эмоциональные связи сведены к минимуму.

То есть, получается, что герой, с эмпатией к которому снят фильм - эмоционально недоразвитое существо с завышенными ожиданиями от окружения и депрессией от того, что эти ожидания раз за разом обламываются. Разумеется, фильм с самого начала был просто обречен на успех :)

Остается только добавить, что "Аватар", выпущенный на экраны в 2009 году, до сих пор остается непревзойденным рекордсменом по кассовым сборам - 2 787 965 087 долларов, на четверть опережая следующий за ним "Титаник" (кстати, Кэмерона же).

Аватар (США, 2009). Смотреть онлайн

фантастика
США
Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг, Мишель Родригес, Джованни Рибизи, Джоэль Мур, Си Си Эйч Паундер, Уэс Стьюди, Лас Алонсо, Дилип Рао

Новые материалы:

Весь этот мир ( Everything, Everything ), 2017 :: Родители лёгкого поведения ( Drunk Parents ), 2017 :: Агент Джонни Инглиш (Johnny English 3), 2018 :: Гринч – похититель Рождества ( How the Grinch Stole Christmas ), 2018 :: Марджи Клаус ( Margie Clause ), 2019 :: Весна - время обновления: Дом и дача/Мебель/Для дачи/Мебель для дома/Корпусная/Полки и Стеллажи / Добрый мастер / Стеллаж комбинированный Мастер-1250 ::



Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Жмите лайк!

Жмите лайк!
 
 
ADD
дзен