Туры (Сомали и охота на пиратов теперь здесь)

Кино без грима (сюжеты и спойлеры здесь!)

Наша группа в Facebook (присоединяйтесь!)

Наша группа ВКонтакте

Дом (Россия, 2011) - спойлеры, пересказ, трактовка

Продолжительность: 127 минут

Просмотр фильма Дом (Россия, 2011) - спойлеры, пересказ, трактовка онлайн доступен в конце статьи

Боевик-драма о том, как трудно, практически невозможно удержать то самое главное, что только и может оставить после себя человек - свою семейную систему. Особенно, если это архаичная патриархальная система, заточенная на то, чтобы выстоять и победить, а не раствориться и спастись.

Оставить после себя свой генетический набор может практически любой. Оставить же в мире свою систему ценностей, дать ей жить и развиваться дальше - дано уже далеко не всем. Для этого надо быть лидером, изучить и строго соблюдать законы отношений между людьми.

Есть одна проблема - эти законы, к сожалению, меняются с каждым дней все быстрее.

С этой проблемой и сталкивается семья, судьба которой показана нам за два острых драматических часа.

Итак, краткий сюжет (полный в конце статьи, после самого фильма, если надо): где-то в степях юга России стоит огромный дом, где живет большая семья. Дед - столетний казак в инвалидной коляске, отец (лет 50-60) - фактический глава клана на данный момент, взрослые дети, внуки.

Отец держит семью крепко, в этом он хорошо перенял традицию от деда - жестокого казачьего атамана, и если бы не установка на честный образ жизни, из семьи получился бы хороший мафиозный клан. Но, поскольку никаких изменений в семейную систему отец не внес, то предложить своим детям ничего положительного в рамках своих ценностей не может. Работать в колхозе, вести домашнее хозяйство... Честность и принципиальность хорошо работают, когда ты атаман или "крестный отец", а когда твоя позиция во внешнем мире не очень значима - востребованными оказываются другие качества. Которых в этой семье не передавалось. И детям приходится вырабатывать их самим, с нуля, уж как получается. Дочь, например, хоть и привела в родительский дом мужа (настолько сильна была ее привязанность к родительской семье!) - завела себе любовника из числа формальных подчиненных ее брату трактористов и бегает по утрам к нему на свидания. Младший сын просто мечтает удрать с этого хутора в город. Старший вроде как формально растет - он глава семьи, он бригадир в колхозе, но фактический его авторитет под огромным вопросом. Ну, то есть, не справляется он. Это вообще главный системный минус любой авторитарной системы - вопрос воспитания смены.

Ну вот, у деда столетний юбилей, съезжаются родственники.

И вдруг среди прибывших оказывается Сергей Гармаш, и все приходят в некоторое изумление.

В общем, Гармаш - и есть настоящий старший сын в семье, самый старший. Просто отец его в свое время выгнал из дома, тот отсидел, откинувшись, уехал в Москву и стал крутым бандитом. И кучу лет дома не показывался. А теперь приехал - формально на юбилей деда, а на самом деле - прятаться. Потому что законы общества, как я уже писал чуть выше, меняются быстро. А иногда - очень-очень быстро. И за Гармашем охотятся уже не просто такие же бандиты, как он (таких он бы сам перебил, потому что лично он очень-очень крут), а серьезные менты из спецслужб.

Вот он-то как раз и есть идеальный носитель семейной системы - крутой по жизни, лидер по групповому статусу, умный, заботливый, насколько это позволяет жизнь, и при этом достаточно гибкий, чтобы адаптировать семейную систему к изменениям окружающей среды, оставляя и совершенствуя все работающее и отбрасывая всю архаику.

Но с собственной семьей у него не сложилось.

Появление такого катализатора ведет к стремительному развитию всех возможных линий сюжета - у каждого персонажа линия своя. Все я здесь перечислять не буду, сами посмотрите, там очень красиво, одна сцена, где волк с презрением смотрит, как дерутся между собой люди, вышедшие за ним на охоту, остановлюсь только на ключевых моментах.

Гармаш почти уже обманул погоню, но ни на кого в этом мире нельзя полагаться - спецназовцы все же оказались круче, раскололи его подручных и окружили дом.

Бойни не хотел никто, ни Гармаш, ни главный из спецназа - но тут у Гармаша появляется помощник с неадекватной самооценкой в виде младшего брата. У него тоже нет выбора (выбора в фильме, собственно, ни у кого нет), Гармаш для него - единственный шанс вырваться из колхозного ада в настоящий мир, в Москву. Но для этого надо себя хорошо показать, потому что вообще-то Гармашу такие помощники даром не нужны. Наблюдательность он уже показал тем, что заметил спецназовцев вообще (они особо не высовывались), а дальше решил показать героизм и начал стрельбу. Дальше идет расстрел и штурм дома (в планах Погодина был еще пожар, но на него уже денег не хватило. Хотя фильм и так обошелся в 130 миллионов рублей).

В итоге красиво погибают все (особенно красиво - дед), кроме самого младшего поколения 7-14 летних (которое Олег Погодин заблаговременно отправил подальше от дома, на речку купаться - на джипе с боевым ружьем, а что, в семье же все крутые) и сестры с мужем, которые успели пережить очистительный личный кризис и потому оказались достойными спасения. Муж до кризиса дошел сам, и его штурм дома спас от самоубийства, а сестре помог Гармаш, выследив, как она ходит к любовнику и прекратив этот разврат.

В общем, получается красивый образ гибели архаичной семейной системы - сильной, героической, но недостаточно гибкой для того, чтобы выжить там, где нельзя победить. Оставив в живых наиболее гибкую часть семьи, Погодин как бы говорит, что не все еще пропало и жизнь неистребима, но мне лично такая концовка особо оптимистической не кажется. Одной гибкости для развития и роста маловато, и в какую форму теперь отольется будущее детей - непонятно, явно блестящих перспектив перед ними теперь останется еще меньше.

Зато честно. По-другому и не могло сложиться, в конце концов.

Фильм (смотреть онлайн):

Вообще фильм изначально занимал 200 минут, вот часть сцен, не вошедших в финальную версию:

Полный сюжет:

Семья Шамановых проживает в двухэтажном доме посреди донских степей. Во главе семейства — почтенный Григорий Иванович (Богдан Ступка), которого уважает и боится каждый член семьи. Отец Григория Ивановича, Иван Матвеевич (Виктор Хоркин), ветеран Первой мировой войны, прикованный к инвалидному креслу и почти не реагирующий на окружающий мир, готовится отметить столетний юбилей. Каждый занят приготовлением к грядущему празднику.

Тем временем поездом из Москвы в родной дом направляется Виктор (Сергей Гармаш) — старший сын Григория Ивановича, авторитетный преступник по прозвищу «Шаман». Его сопровождают трое сообщников-подчинённых. По прибытии в дом вся семья садится обедать, однако атмосфера за столом накаляется, так как все присутствующие знают, что Виктор — преступник. Григорий Иванович, напротив, несказанно рад приезду Виктора, подчёркивая, что именно на него в молодости он возлагал главные надежды. Однако мать Виктора, Надежда Петровна (Лариса Малеванная), сомневается, что причиной приезда сына стал юбилей дедушки.

В новостных сводках проходит информация об устранении крупного питерского криминального авторитета Леонида Барыгина по кличке «Банкир», и сообщники понимают, что следующей жертвой должен стать Шаман. Виктор отпускает сообщников, они же, в свою очередь, оставляют ему часть привезённого с собой арсенала, включая ящик динамита.

Тем временем в гостинице «Степная», неподалёку от дома Шамановых, поселяются несколько человек в костюмах (согласно словам Сергея Гармаша, это сотрудники ФСБ), разыскивающие Виктора. Под видом электриков они пытаются выведать информацию о местонахождении Шамана, однако никто из членов семьи не признаётся, что Виктор вернулся домой.

Следующей ночью Пашка (Владимир Епифанцев), один из сыновей Григория Ивановича, отправляется с Виктором на охоту. Оставшись наедине со старшим братом, Пашка расспрашивает его о том, как тот попал в тюрьму. Виктор рассказывает, что порезал соперника «из-за бабы», а её избил. И, как он позже узнал, она, будучи беременной, потеряла из-за этого ребёнка. Пашка просит Виктора забрать его с собой в Москву, в банду. Пашка провоцирует драку с Виктором, предварительно настаивая, что если он одержит верх — Виктор возьмёт его с собой в Москву. Поединок заканчивается фактическим избиением Пашки, спор проигран.

Не извиняйся... Ни перед кем, никогда, даже если виноват. У Шамановых есть только одно извинение. Григорий Иванович Шаманов, цитата из фильма

Тем временем боевики случайно встречаются в ресторане с сообщниками Виктора и убивают всех троих, предварительно выяснив, где находится Шаманов.

Наступает сотый день рождения Ивана Матвеевича. На празднование приезжает второй сын юбиляра, Алексей Иванович (Пётр Зайченко), вместе с супругой (Татьяна Щанкина) и детьми. После очередной ссоры в доме младший сын Шамановых Андрей (Иван Добронравов) втайне от родных собирает вещи и, заняв денег у Алексея Ивановича, садится на поезд в Москву.

К дому подъезжает боевая группа и занимает позиции. Снайпер располагается на холме напротив особняка, высматривая цель, старший группы незаметно проникает в дом. Виктор чувствует, что опасность рядом. Во дворе в это время между главой семейства и его братом разворачивается грандиозный скандал, в который втягивается остальная родня. Начинается перестрелка, в результате которой оба противника (и Виктор, и командир отряда) получают серьёзные ранения. Крики со двора заглушают стрельбу, и никто не замечает, что в доме Виктор в одиночку противостоит убийцам. Наконец, истекающего кровью Виктора замечает Пашка. Из окна он открывает огонь по машинам службистов, но убивает лишь одного из них. По приказу старшего группы Пашку убивает снайпер.

Придя к выводу, что им оказывается организованное сопротивление, старший группы отдаёт приказ открыть шквальный огонь по дому. Обстрел заканчивается гибелью всех оставшихся в доме членов семьи Шамановых, за исключением Виктора, Натальи и её мужа Игоря. Спаслись также дети, незадолго до этого уехавшие на реку. Шаманову удаётся отомстить нападавшим с помощью Ивана Матвеевича, который, поняв, что что-то не так, выехал из дома на инвалидной коляске и, вплотную приблизившись к машине последних выживших, взорвал ящик тротила, который Виктор спрятал в его комнате. Дав волю своему гневу, Шаманов смотрит вдаль и видит приближающуюся к нему девушку. Он узнаёт в ней Свету (Анжела Кольцова) — свою бывшую невесту, с которой они не виделись с тех пор, как Виктор сел в тюрьму. Света направляет на него пистолет и дважды стреляет, отомстив за свою сломанную жизнь и за нерождённого ребёнка, которого она когда-то потеряла по вине Шаманова.

В финальной сцене картины радостные дети на автомобиле возвращаются с речки домой.

драмы
психология
боевик
Россия
Сергей Гармаш Богдан Ступка Лариса Малеванная Владимир Епифанцев Екатерина Редникова Глеб Подгородинский Игорь Савочкин Александра Бледная Евгения Дмитриева Александр Назаров Петр Зайченко Татьяна Щанкина Иван Добронравов Виктор Хоркин Кирилл Полухин Лариса Домаскина Эдуард Флёров Николай Молочков Константин Адаев Игорь Скурихин

Новые материалы:

Самокритика буржуазного пса ( Selbstkritik eines buergerlichen Hundes ), 2017 :: Аритмия (), 2017 :: Козни. Последний сюжет Пазолини ( La macchinazione ), 2016 :: Мария Магдалина ( Mary Magdalene ), 2018 :: Мужские и женские образы в кино: интересная статистика :: Весна - время обновления: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Сокол / Стеллаж комбинированный СТ-2 ::



Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Жмите лайк!

Жмите лайк!
 
ADD
дзен