Кинофильмы: спойлеры, сюжеты, трактовки http://somalicruises.ru/yazen.rss Неординарные кинофильмы: спойлеры, сюжеты, трактовки, обсуждения. Присоединяйтесь! ru Расширенная вселенная Простоквашино: новые мультфильмы пасторальной саги http://somalicruises.ru/movies/prostokvashino2018.php http://somalicruises.ru/movies/prostokvashino2018.php 11 января 2018 г., 10:02 nonadult Дима Шпилер Кино Три любимых детьми мультфильма про Простоквашино в 2018 году могут стать для всех лишь крохотным архаичным кусочком знаменитого сериала. Кто виноват и что делать?

]]>
]]>
ПираМММида, 2011 http://somalicruises.ru/movies/pirammmida.php http://somalicruises.ru/movies/pirammmida.php 11 января 2018 г., 10:02 nonadult Дима Шпилер Кино Фильм по мотивам реальной деятельности гениального предпринимателя Сергея Мавроди

]]>
]]>
Мужские и женские образы в кино: интересная статистика http://somalicruises.ru/movies/cinema-gender.php http://somalicruises.ru/movies/cinema-gender.php 11 января 2018 г., 10:02 nonadult Дима Шпилер Кино Коммерчески успешное кино - это представления общества о том, «как оно должно быть», воплощенное в красивой картинке. Однако, если начать один за другим просматривать постеры фильмов, поневоле возникает вопрос: почему же на них изображены в преобладающем большинстве мужские персонажи?

]]>
]]>
Чат (Chatroom, Великобритания, 2010) - спойлеры, пересказ, трактовка http://somalicruises.ru/movies/chat-2010.php http://somalicruises.ru/movies/chat-2010.php 11 января 2018 г., 10:02 nonadult Дима Шпилер Кино Фильм снят в 2010 году. Еще не было никаких Синих Китов и прочих групп для суицидников, да и сами социальные сети были еще чем-то экзотическим и субкультурным. Сетевое общение происходило в основном в специализированных отдельных чатах (привет создателям Кроватки, если они меня читают). Но уже тогда можно было предсказать, какой простор для реализации дает интернет людям с мощным социальным интеллектом и лидерскими амбициями. Даже если эта реализация смертельно опасна для окружающих.

]]>

Фильм снят в 2010 году. Еще не было никаких Синих Китов и прочих групп для суицидников, да и сами социальные сети были еще чем-то экзотическим и субкультурным. Сетевое общение происходило в основном в специализированных отдельных чатах (привет создателям Кроватки, если они меня читают). Но уже тогда можно было предсказать, какой простор для реализации дает интернет людям с мощным социальным интеллектом и лидерскими амбициями. Даже если эта реализация смертельно опасна для окружающих.

Итак, завязка.

Некто по имени Уильям создает чат. И туда забредают случайные посетители из числа праздных интернет-серферов - две девушки и два молодых человека. Героев зовут Джим, Мо, Ева, и Эмили.

ОК, первичной социум набран, можно пытаться его разрабатывать. Создатель чата Уильям предлагает новым знакомым пообщаться на различные темы, чтобы получше узнать друг друга. Виртуальное общение захватывает позитивом, ребятам интересно вместе, и они договариваются встречаться чаще. Его же в этом общении интересует в первую очередь обнаружение их уязвимых мест - ведь ему в первую очередь интересно овладение навыками манипулирования людьми.

Уильям прекрасно изображает добродушного и приветливого парня, этими азами он овладел давно. Но не забывает он и о поддержании своей роли, как старшего в складывающемся социуме, "первого среди равных". Участники даже не подозревают, что их новый знакомый преследует свои, далеко не самые полезные для новых знакомых, цели. Уильям создает приватные чаты для Евы, Джима, Эмили и Мо. И начинает работать. Его возбуждает, когда удается одними словами подтолкнуть еще вчера незнакомых людей к совершению достаточно серьезных поступков, и чем серьезнее и саморазрушительнее поступок, тем больше возбуждение.

Пообщавшись один на один с Мо, Уильям узнает, что тот влюблен в одиннадцатилетнюю девочку. То есть, по социальным меркам - педофил! С видимым пониманием и сочувствием он относится к этой проблеме и советует Мо найти себе женщину постарше, пообещав дать адрес одной девушки.

В чате Уильям задает вопрос, ответ на который, видимо, по его предыдущему опыту быстрее всего помогает найти ключ к человеку - "что ты ненавидишь"?

И от Джима он получает самый неожиданный и самый интересный для маньяка-манипулятора ответ: "Я ненавижу себя".

Тут надо отметить, что для англоязычного зрителя десятилетней давности это не просто фраза, а незаконченная цитата из Курта Кобейна "я ненавижу себя и хочу умереть", сказанная им незадолго до того, как пустить себе пулю в голову.

Во всех аннотациях к фильму пишется, что Уильям изначально выходит в сеть с целью доведения людей до cyицида. Однако из самого фильма такая тонкость не следует. Видно только, что его интересует любое подталкивание людей к саморазрушению, если это будет caмoyбийcтвo - прекрасно, неожиданная удача, но совершенно не обязательная. Точно так же, как в печально известных группах "Синий кит" до трагического финала "выполнения заданий" доходили единицы, но зато сотни послушно выполняли первые задания маньяков - "смотреть весь день ужастики", "с утра уйти из дома и весь день шляться по улице", не говоря уже о классическом обязательном условии просыпаться каждый день в 4:30 для получения задания.

Итак, Джим признается, что уже два года принимает антидепрессанты. Когда-то давно, еще в детстве, Джим пошел со своим папой в зоопарк, и пока он смотрел на пингвинов, отец оставил его одного и пропал навсегда. Прошли годы, а рана так и осталась незажившей.

Первое, что автоматически делает Уильям, не решив еще, чем заняться дальше - это подталкивает Джима к выходу из равновесия, а именно - к отказу от антидепрессантов. Поскольку он уже поставил себя в роли авторитета, то и остальные члены группы начинают хором его поддерживать, описывая это, как "слезание с колес" (хороший пример подмены понятий). Естественно, отчаявшийся парень, приняв это решение как "всем очевидное", спускает таблетки в унитаз.

Но если Джим представляет собой для Уильяма самый интересный объект для воздействия в том смысле, что он слабее и уязвимее остальных, и с ним больше можно сделать, то девушка Ева - наоборот. Она как раз кажется сильнее остальных, и именно поэтому самым интересным объектом в данной группе для него является как раз она. Ему интересно, а сможет он вообще что-нибудь сделать с таким сильным и умным партнером? Кроме того, она - красивая девушка, и от нее ему хочется добиться близких интимных отношений (естественно, саморазрушительного для Евы вида), а не просто "чего-нибудь". В общем, с ней он действует по-другому - он показывает ей, что ставит ее выше остальных, и предлагает разделить с ним радость манипулирования прочими. Заодно таким образом он уже явно демонстрирует ей свои способности манипулятора, искренне считая, что это просто способности социального лидера, демонстрация которых только упрочняет его статус альфы.

И он начинает решать свои задачи по одной, от более простой к более сложной.

Для разогрева начинает с Эмили. Проблема Эмили - отношения с родителями. Ева и Уильям предлагают ей совершить несколько актов вандализма у себя дома, уверяя, что это проучит предков и поможет укреплению семьи. Например, она ночью измазала лобовое стекло семейного автомобиля дерьмом, а утром все вместе обнаруживают хулиганство и плачут в обнимку.

Дальше Уильям переключается на Мо, и дает ему мудрый совет сделать каминг-аут: рассказать о своих чувствах своему другу - родному брату одиннадцатилетней нимфетки. Итог предсказуем. Даже британское общество пока не настолько еще толерантно, по крайней мере, когда речь касается собственной семьи.

Успех кружит Уильяму голову и он чувствует себя Богом, смело калечащим людские судьбы одним словом. Теперь перед ним стоят две самые важные задачи - добить Джима и переспать с Евой.

А у Джима в самый неподходящий момент включаются остатки инстинкта самосохранения. Он вроде бы и понимает, что уйти из жизни самостоятельно - это прекрасно, логично, и вообще самое то, что надо сделать, но вот собственно совершить этот акт что-то никак не решается. Видимо, отсутствие опыта сказывается. И Уильям срывается.

Ему так не терпится успешно завершить этот проект, он настолько не готов признать назревающую неудачу, что бежит сам на встречу с Джимом, чтобы передать ему собственный пистолет, лишь бы тот наконец уже застрелился. Пулей из личного пистолета Уильяма, зарегистрированного на него. При том, что пуля из нарезного ствола помогает копам опознать ствол с вероятностью 99%. Но Уильям об этом не думает - он ослеплен возбуждением охотника. У него в глазах уже стоит будущее восхищение падающей к его ногам Евы и всех прочих, кого он только пожелает...

Дальше в фильме идет хэппи-энд. Красуясь перед Евой, Уильям уже в открытую заявляет "самое время с ним встретиться, оборвать его мучения" - но почему-то Ева, вместо восторга и восхищения близостью к гению приходит в ужас. Она раскрывает глаза участникам группы, они бросаются спасать Джима, естественно спасают, Уильям, не пережив поражения, сам прыгает под поезд (дело происходит на вокзале).

Что я могу сказать. "Приближается новый год. Ни отменить, ни хотя бы отсрочить это буржуазное явление парти и правительство пока не в силах" (с) Довлатов. Так и интернет, и его главная на сегодняшний день часть - социальные сети. Запретить детям пользоваться ими невозможно, отслеживать, что они там делают - тоже. Поэтому просто постарайтесь дать растущему в Вашей семье подростку посмотреть этот фильм. Врага надо знать в лицо.

]]>
Капитан Фантастик (США, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка http://somalicruises.ru/movies/captain-fantastic.php http://somalicruises.ru/movies/captain-fantastic.php 11 января 2018 г., 10:02 nonadult Дима Шпилер Кино Этот фильм становится понятным и не вызывает никакого внутреннего протеста от начала до конца, если принять одну установку: это фильм про психа. И иногда происходящее показывается нам его глазами.

]]>

Этот фильм становится понятным и не вызывает никакого внутреннего протеста от начала до конца, если принять одну установку: это фильм про психа. И иногда происходящее показывается нам его глазами. Итак.

Общая картина сюжета такова: мужик живет в горах в США на удаленном хуторе с шестью детьми, которых воспитывает в одиночку. Воспитание заключается в постоянных суровых физических тренировках, благодаря которым их физическое состояние - как у бойцов спецназа, только непонятно, для чего им все обретаемые навыки и постоянное поддержание формы на сверхвысоком уровне. Вторая часть воспитания заключается в забивании молодых мозгов массой энциклопедических знаний, тоже не очень понятно, для чего, если отец категорически против перехода детей из семьи в открытый социум. Теперь по ходу самого фильма.

Фильма начинается. Лесная чаща на северо-западе США. Люди преследуют оленя. Один из них, еще совсем молодой человек, догоняет животное и убивает его ножом. Отец мальчика вырезает из туши убитого животного сердце, мажет его кровью лоб сына и провозглашает, что тот сегодня стал мужчиной. Семейство смывает в ручье маскировочную раскраску с лиц и несет тушу оленя к своему дому.

Отец семейства Бен проводит тренировку со своими шестью детьми. Это сыновья Бо (юноша, убивший оленя), подросток Рэллиан и малыш Най. Девочки-тинейджеры Веспир и Кайлир, а также малышка Заджа. Эти имена детям придумали их родители, они абсолютно уникальны и отличают своих носителей от всех прочих людей. Дети отрабатывают навыки рукопашного боя, оттачивают искусство владения холодным оружием. Веспир и Кайлир наносят друг другу болезненные уколы, Най комментирует поединок, дает подсказки, демонстрируя недюжинные познания в анатомии. Эта идиллическая сцена явно приукрашена и дается зрителю с точки зрения отца. Ведь любому человеку, который хоть раз держал в жизни нож не то, что в боевой, а хотя бы в спортивной обстановке, понятно, что выпускать друг на друга двух людей с реальными ножами без какого-либо защитного снаряжения вообще и давать им задачей свободный спарринг - это прекрасный способ получить в лучшем случае двух калек, а в худшем - два трупа. Но в глазах человека, который все это придумал и инициировал - девочки в результате его магического обучения прекрасно владеют оружием, и худшее, что может случиться - жалоба "папа, она меня уколола", на что можно дать с мудрым видом любой ответ со смыслом "ну а чо ты хотела".

Вечером семья собирается у костра, разожженного возле дома. Они обсуждают прочитанные книги, при этом речь идет не только о классике художественной литературы, но и о научных трудах. Потом Бен и Бо играют на гитарах, одна из девушек наигрывает на губной гармошке, остальные члены семьи отбивают ритм на ударных инструментах, поют. Всем весело. По завершении семейного концерта дети заводят разговор о матери, они очень скучают по ней. Жена Бена Лесли находится вдали от семьи, она лежит в больнице, у нее проблемы с психикой. Что, в общем, вполне логично.

На следующий день Бен, отец, с Бо - старшим сыном, которому лет 17, едут на собственном автобусе (у него есть имя – «Стив») в ближайший населенный пункт за покупками. Из их разговора выясняется, что они придерживаются крайне левых политических взглядов то ли троцкистского, то ли маоистского толка. При этом они путают диалектический материализм с историческим. Бо получает почту. На его имя пришло несколько писем из Гарварда, Принстона и еще нескольких престижных университетов. Он выдержал вступительные испытания и может выбирать, где ему учиться. Отцу он об этом не говорит. Бен звонит сестре своей жены – Харпер, та сообщает ему, что Лесли покончила жизнь самоубийством, вскрыла вены. Похороны через пять дней. Харпер напоминает Бену, что его тесть Джек (за его счет Лесли содержали в лечебнице) не хочет видеть зятя.

По возвращении домой Бен сообщает детям печальную новость. Всеобщая скорбь, рыдания. Рэллиан хватает нож, выкрикивает угрозы в адрес отца, наносит удары холодным оружием по шкафу. Бен вскрывает завещание Лесли. Та, будучи буддисткой, пожелала, чтобы после смерти ее тело кремировали, а прах затем спустили бы в унитаз ближайшей забегаловки. В общем, вполне нормальное завещание психически нездорового человека, тоже никаких вопросов. На следующий день семья снова проводит тренировку. Дети интересуются у отца, когда будут похороны. Бен снова едет в населенные остальным человечеством места и из какого-то бара звонит тестю. Он сообщает отцу Лесли последнюю волю покойной. Тот отвечает, что похоронит дочь с соблюдением христианских обрядов, а зятя, если он посмеет объявиться на похоронах, сдаст в полицию. Бен возвращается домой, обсуждает проблему с детьми. Те интересуются: если отца арестуют, их у него отнимут? Бен говорит, что такая перспектива вполне реальна. Значит, на похороны они не поедут. Снова тренировка. На этот раз по скалолазанию. Рэллиан чуть не срывается со скалы, получает сильные ушибы, у него повреждено запястье. Бен заставляет парня справиться со своими проблемами самостоятельно. Мальчика откровенно злят педагогические методы отца.

Семья усаживается в автобус и отправляется в путешествие на горный ледник. Дети снова рвутся на похороны матери, и Бен наконец решает к ним прислушаться: он разворачивает «Стива», и они отправляются в Нью-Мексико, где живут родители Лесли, и где должны состояться похороны. По дороге обсуждается книга, которую читает одна из старших девочек. Это «Лолита». Семилетняя Заджа задает вопросы про секс, про изнасилования. Бен дает абсолютно верные и при этом абсолютно бессмысленные ответы, пользуясь наукообразными терминами, прекрасно избегая любых эмоционально окрашенных образов. Остановка в придорожном кафе. Дети интересуются у отца, почему все люди вокруг такие жирные. Отец просит их не смеяться над больными, смеяться нужно только над христианами.

«Стива» останавливает полицейский. Коп заходит в салон автобуса, просит у Бена документы, а затем интересуется, почему дети не в школе. Семейство исполняет целый концерт. Дети изображают сектантов, поют псалмы, перепуганный страж порядка удаляется.

Дети проголодались. Отец предлагает им высматривать добычу. Таковой представляется небольшое стадо овец, но девочка-охотница, которой поручено обеспечить семью мясом, не может выстрелить из лука в неподвижно стоящих беззащитных животных. Бен останавливает автобус у придорожного кафе. Дети читают меню, интересуются: что такое гамбургер и кока-кола. Отец говорит, что нормальной еды в этом месте не найдешь, и семья покидает заведение. Бен объявляет операцию «освобождение еды», которая представляет собой ограбление супермаркета. Бен изображает сердечный приступ, отвлекая, таким образом, персонал магазина от детишек, которые тащат в автобус собранную на полках еду.

Семейство устраивает пикник. Бен предлагает детям отпраздновать день рождения Наома Хомски (это главный идеолог американских леваков). Дети поют песни, дурачатся. Затем Бен раздает им праздничные подарки. Все получают отличные охотничьи ножи. Только маленькой Задже подарено иллюстрированное пособие по сексуальной жизни - это типа отец решил ее проучить. Когда она выражает недовольство - Бен демонстративно прощает ее и тоже вручает нож. Малышка бросает книгу и с упоением выделывает фехтовальные па со здоровенным тесаком. Рэллиан устраивает скандал. Он спрашивает отца, почему они не могут жить, как все. Почему, например, они не празднуют Рождество, а отмечают день рождения Хомски. Отец отвечает, что праздновать день рождения мифического персонажа – глупость. Он просит сына высказать свои претензии. Если его доводы покажутся остальным членам семьи убедительными – они готовы поменять свои взгляды. Надувшийся Рэллиан хранит молчание, поскольку при всем богатстве полученного детьми образования - знаний о психологии и социализации отец не счел нужным им дать.

Бен с детьми заезжают к Харпер. Та живет с мужем (его зовут Дэйв) и двумя сыновьями-тинейджерами. Это столкновение цивилизаций. Бен хочет налить детям вина – Харпер изумлена: «Ты им еще наркотики дай». Бен утверждает, что между вином и крэком большая разница. Приходится объяснять Задже, что такое крэк. Выясняется, что у девочки название кроссовок «Найк» ассоциируется только с древнегреческой богиней победы. Дэйв высказывает слова сочувствия по поводу смерти матери детей – Бен вместо принятого в обществе ритуального принятия соболезнований напоминает, что во время последней встречи он назвал Лесли бешеной сукой. Дэйв оправдывается: сестра его жены сама начала скандалить из-за того, что в семье Дэйва принято употреблять в пищу сахар. Бен упоминает о том, как умерла Лесли, Харпер в ярости, она требует не травмировать детскую психику. Бен возражает: он всегда говорит детям правду. На ночь Бен с детьми устраивается во дворе, под открытым небом. Утром Харпер предлагает отдать детей под ее с Дэйвом опеку, поскольку, проживая в лесу, они не могут посещать школу. Бен предлагает провести эксперимент. На кухню вызваны сыновья Харпер (12 и 13 лет отроду). Им задан вопрос: что такое билль о правах? Те ответа не знают. А восьмилетняя Заджа не только наизусть цитирует первую поправку к конституции США, но и комментирует ее содержание, а также пересказывает ее смысл "своими словами", что выглядит очень впечатляюще, если не задумываться о том, что об обществе рассуждает девочка, которая этого общества никогда в жизни не видела.

Следующую ночь экипаж «Стива» проводит на трейлерной стоянке. Бо знакомится с девушкой ровесницей. Та поражена атлетическими навыками, которые Бо демонстрирует, делая упражнения по йоге. Взамен Бо приобретает первый эротический опыт: девица его страстно целует. Удовольствия от совершения первого в жизни полового акта Бо лишен стараниями мамаши своей подружки. Бо уверяет женщину в том, что он вошел в ее дочь исключительно метафорическим образом и предлагает девчонке руку и сердце. Мать с дочерью поржали. Они оценили красноречие и чувство юмора Бо. На следующее утро они машут ручками вслед отъезжающему со стоянки «Стиву».

Бен с детьми подъезжают к церкви, где идет заупокойная служба. Бен одет в розовый костюм, дети тоже нарядились как на карнавал, один из малышей натянул на голову противогаз. Семья входит в церковь, усаживается на скамью для прихожан. Пастор произносит речь о покойной. Бен выходит к алтарю, прерывает священника, зачитывает завещание Лесли и требует организовать кремацию. Его выводят из церкви. Происходит объяснение с Бена с тестем. Тот говорит, что похоронит дочь на кладбище, а зятя, если он будет мешать церемонии, сдаст в полицию. Дети уговаривают отца не вступать в конфликт, потому что его могут арестовать, а их у него отнимут. Бен соглашается. Лесли похоронена на кладбище. Вечером на трейлерной стоянке опечаленный Бен пьет вино. Бо беседует с Рэллианом. Тот утверждает, что отец довел мать до самоубийства, что он опасен. Бо подходит к отцу, показывает письма из университетов. Бен возмущается, что сын его обманывал. Бо заявляет, что ему во всем помогала мать (тестирование, рассылка документов). Сын обвиняет отца в том, что он вырастил их уродами. Бен возражает: ты знаешь несколько иностранных языков, изучил квантовую физику – чему ты еще хочешь научиться в университете? Бо говорит, что он, его братья и сестры не знают самых элементарных вещей, необходимых для жизни в обществе. Мужской разговор прерывают девочки, они сообщают, что Рэллиан убежал к деду. Бен идет к дому тестя. Его впускает теща, он проходит в комнату, там дед и внук упражняются на стрелковом тренажере. Бен требует, чтобы сын ушел с ним. Тот отказывается. Джек рассказывает Бену, что он узнал от мальчика об их семейном образе жизни. Почему Рэллиан весь в синяках, как он повредил руку, что это за операции в супермаркете? Джек будет бороться за установление опеки над детьми. Бен продолжает требовать отдать ему сына все более энергично, Джек вызывает полицию, его зять покидает жилище тестя ни с чем. После отъезда приехавшего по вызову полицейского экипажа Бен отправляет Веспир в дом деда, чтобы она вытащила оттуда Рэллиана. Все это происходит в терминах типа "задание", "освободить заложника", итд.

И тут происходит непоправимое для мира главного героя. Девочка-ниндзя взбирается на крышу, скользит на черепице и падает. Ее отвозят в больницу, у нее сломана нога, обнаружен перелом одного шейного позвонка. Произошло буквально чудо, девочка могла погибнуть или стать инвалидом. На костылях и в шейном корсете она покидает больницу.

Бен, кажется, впервые с момента ухода от людей сталкивается с реальностью. А реальность жестока - его дети-терминаторы, из создания которых и состоял его идеальный образ себя, оказались просто детьми. Людьми из плоти и крови, которые могут просто подскользнуться, ошибиться, которым тоже, как и всем остальным нужна осторожность, нужно уметь перестраховываться и соблюдать какие-то правила. Он и рад бы представить себе сцену по-другому, как он раньше перерисовывал себе сцены тренировок, но гипс на шее дочери слишком красноречив.

И Бена на какое-то время отпускает. Он принимает решение, продиктованное действительно заботой о детях, а не о собственном эго. Он признает свою ошибку и решает оставить детей деду с бабушкой, чтобы не испортить им жизнь. Он садится за руль опустевшего «Стива» и отправляется в путь.

Вот тут самый неочевидный момент в фильме, который лично я могу трактовать только одним образом. Явно в фильме это никак не показано, но только такая трактовка может объяснить всю ту вакханалию, что будет дальше. Короче, оставшись в автобусе один, потеряв жену, детей и смысл своего существования, он разбивает автобус вдребезги вместе с собой. И пока его душа летит на тот свет, ей видятся только прекрасные картины. А именно:

Что дети не захотели расставаться с отцом, они притаились в автобусе, в шкафу, устроенном в его корме. В пути они выходят из шкафа. Происходит примирение. Даже Рэллиан говорит, что не испытывает к отцу ненависти. Семья принимает решение: воля покойной должна быть исполнена. Они отправляются ночью на кладбище, вырывают гроб с телом Лесли, везут его на берег океана, веселятся вокруг погребального костра, после чего едут в аэропорт и спускают прах в унитаз общественного туалета. В аэропорту семейство прощается с Бо, тот отправляется в Намибию. Отец напутствует сына. Нужно быть нежным во время секса с женщинами и вообще – надо постараться не погибнуть. «А теперь проваливай», – говорит Бен на прощание сыну. Оставшиеся в Америке члены семьи возвращаются к прежнему образу жизни на лоне природы. Только теперь они осваивают ремесло фермеров, разводят кур-несушек в салоне ставшего на прикол «Стива». Все дети посещают школу, куда их доставляет школьный автобус.

]]>
Последний богатырь, 2017 http://somalicruises.ru/movies/275506.php http://somalicruises.ru/movies/275506.php 11 января 2018 г., 10:02 nonadult Дима Шпилер Кино Фильм рассказывает о мошеннике Иване, который берет с людей деньги, притворяясь экстрасенсом. Но однажды по воле случая он оказывается в мире, где волшебство абсолютно реально. Это мир носит название Белогорье, а населяют его персонажи русских сказок. К большой неожиданности Ивана принимают за сына Ильи-Муромца. Все вокруг считают, что он должен сыграть очень важную роль в борьбе сил света и тьмы. Делать нечего – придется Ивану взять меч-кладенец и вступить в борьбу со злом.

]]>

Этот фильм становится понятным и не вызывает никакого внутреннего протеста от начала до конца, если принять одну установку: это фильм про психа. И иногда происходящее показывается нам его глазами. Итак.

Общая картина сюжета такова: мужик живет в горах в США на удаленном хуторе с шестью детьми, которых воспитывает в одиночку. Воспитание заключается в постоянных суровых физических тренировках, благодаря которым их физическое состояние - как у бойцов спецназа, только непонятно, для чего им все обретаемые навыки и постоянное поддержание формы на сверхвысоком уровне. Вторая часть воспитания заключается в забивании молодых мозгов массой энциклопедических знаний, тоже не очень понятно, для чего, если отец категорически против перехода детей из семьи в открытый социум. Теперь по ходу самого фильма.

Фильма начинается. Лесная чаща на северо-западе США. Люди преследуют оленя. Один из них, еще совсем молодой человек, догоняет животное и убивает его ножом. Отец мальчика вырезает из туши убитого животного сердце, мажет его кровью лоб сына и провозглашает, что тот сегодня стал мужчиной. Семейство смывает в ручье маскировочную раскраску с лиц и несет тушу оленя к своему дому.

Отец семейства Бен проводит тренировку со своими шестью детьми. Это сыновья Бо (юноша, убивший оленя), подросток Рэллиан и малыш Най. Девочки-тинейджеры Веспир и Кайлир, а также малышка Заджа. Эти имена детям придумали их родители, они абсолютно уникальны и отличают своих носителей от всех прочих людей. Дети отрабатывают навыки рукопашного боя, оттачивают искусство владения холодным оружием. Веспир и Кайлир наносят друг другу болезненные уколы, Най комментирует поединок, дает подсказки, демонстрируя недюжинные познания в анатомии. Эта идиллическая сцена явно приукрашена и дается зрителю с точки зрения отца. Ведь любому человеку, который хоть раз держал в жизни нож не то, что в боевой, а хотя бы в спортивной обстановке, понятно, что выпускать друг на друга двух людей с реальными ножами без какого-либо защитного снаряжения вообще и давать им задачей свободный спарринг - это прекрасный способ получить в лучшем случае двух калек, а в худшем - два трупа. Но в глазах человека, который все это придумал и инициировал - девочки в результате его магического обучения прекрасно владеют оружием, и худшее, что может случиться - жалоба "папа, она меня уколола", на что можно дать с мудрым видом любой ответ со смыслом "ну а чо ты хотела".

Вечером семья собирается у костра, разожженного возле дома. Они обсуждают прочитанные книги, при этом речь идет не только о классике художественной литературы, но и о научных трудах. Потом Бен и Бо играют на гитарах, одна из девушек наигрывает на губной гармошке, остальные члены семьи отбивают ритм на ударных инструментах, поют. Всем весело. По завершении семейного концерта дети заводят разговор о матери, они очень скучают по ней. Жена Бена Лесли находится вдали от семьи, она лежит в больнице, у нее проблемы с психикой. Что, в общем, вполне логично.

На следующий день Бен, отец, с Бо - старшим сыном, которому лет 17, едут на собственном автобусе (у него есть имя – «Стив») в ближайший населенный пункт за покупками. Из их разговора выясняется, что они придерживаются крайне левых политических взглядов то ли троцкистского, то ли маоистского толка. При этом они путают диалектический материализм с историческим. Бо получает почту. На его имя пришло несколько писем из Гарварда, Принстона и еще нескольких престижных университетов. Он выдержал вступительные испытания и может выбирать, где ему учиться. Отцу он об этом не говорит. Бен звонит сестре своей жены – Харпер, та сообщает ему, что Лесли покончила жизнь самоубийством, вскрыла вены. Похороны через пять дней. Харпер напоминает Бену, что его тесть Джек (за его счет Лесли содержали в лечебнице) не хочет видеть зятя.

По возвращении домой Бен сообщает детям печальную новость. Всеобщая скорбь, рыдания. Рэллиан хватает нож, выкрикивает угрозы в адрес отца, наносит удары холодным оружием по шкафу. Бен вскрывает завещание Лесли. Та, будучи буддисткой, пожелала, чтобы после смерти ее тело кремировали, а прах затем спустили бы в унитаз ближайшей забегаловки. В общем, вполне нормальное завещание психически нездорового человека, тоже никаких вопросов. На следующий день семья снова проводит тренировку. Дети интересуются у отца, когда будут похороны. Бен снова едет в населенные остальным человечеством места и из какого-то бара звонит тестю. Он сообщает отцу Лесли последнюю волю покойной. Тот отвечает, что похоронит дочь с соблюдением христианских обрядов, а зятя, если он посмеет объявиться на похоронах, сдаст в полицию. Бен возвращается домой, обсуждает проблему с детьми. Те интересуются: если отца арестуют, их у него отнимут? Бен говорит, что такая перспектива вполне реальна. Значит, на похороны они не поедут. Снова тренировка. На этот раз по скалолазанию. Рэллиан чуть не срывается со скалы, получает сильные ушибы, у него повреждено запястье. Бен заставляет парня справиться со своими проблемами самостоятельно. Мальчика откровенно злят педагогические методы отца.

Семья усаживается в автобус и отправляется в путешествие на горный ледник. Дети снова рвутся на похороны матери, и Бен наконец решает к ним прислушаться: он разворачивает «Стива», и они отправляются в Нью-Мексико, где живут родители Лесли, и где должны состояться похороны. По дороге обсуждается книга, которую читает одна из старших девочек. Это «Лолита». Семилетняя Заджа задает вопросы про секс, про изнасилования. Бен дает абсолютно верные и при этом абсолютно бессмысленные ответы, пользуясь наукообразными терминами, прекрасно избегая любых эмоционально окрашенных образов. Остановка в придорожном кафе. Дети интересуются у отца, почему все люди вокруг такие жирные. Отец просит их не смеяться над больными, смеяться нужно только над христианами.

«Стива» останавливает полицейский. Коп заходит в салон автобуса, просит у Бена документы, а затем интересуется, почему дети не в школе. Семейство исполняет целый концерт. Дети изображают сектантов, поют псалмы, перепуганный страж порядка удаляется.

Дети проголодались. Отец предлагает им высматривать добычу. Таковой представляется небольшое стадо овец, но девочка-охотница, которой поручено обеспечить семью мясом, не может выстрелить из лука в неподвижно стоящих беззащитных животных. Бен останавливает автобус у придорожного кафе. Дети читают меню, интересуются: что такое гамбургер и кока-кола. Отец говорит, что нормальной еды в этом месте не найдешь, и семья покидает заведение. Бен объявляет операцию «освобождение еды», которая представляет собой ограбление супермаркета. Бен изображает сердечный приступ, отвлекая, таким образом, персонал магазина от детишек, которые тащат в автобус собранную на полках еду.

Семейство устраивает пикник. Бен предлагает детям отпраздновать день рождения Наома Хомски (это главный идеолог американских леваков). Дети поют песни, дурачатся. Затем Бен раздает им праздничные подарки. Все получают отличные охотничьи ножи. Только маленькой Задже подарено иллюстрированное пособие по сексуальной жизни - это типа отец решил ее проучить. Когда она выражает недовольство - Бен демонстративно прощает ее и тоже вручает нож. Малышка бросает книгу и с упоением выделывает фехтовальные па со здоровенным тесаком. Рэллиан устраивает скандал. Он спрашивает отца, почему они не могут жить, как все. Почему, например, они не празднуют Рождество, а отмечают день рождения Хомски. Отец отвечает, что праздновать день рождения мифического персонажа – глупость. Он просит сына высказать свои претензии. Если его доводы покажутся остальным членам семьи убедительными – они готовы поменять свои взгляды. Надувшийся Рэллиан хранит молчание, поскольку при всем богатстве полученного детьми образования - знаний о психологии и социализации отец не счел нужным им дать.

Бен с детьми заезжают к Харпер. Та живет с мужем (его зовут Дэйв) и двумя сыновьями-тинейджерами. Это столкновение цивилизаций. Бен хочет налить детям вина – Харпер изумлена: «Ты им еще наркотики дай». Бен утверждает, что между вином и крэком большая разница. Приходится объяснять Задже, что такое крэк. Выясняется, что у девочки название кроссовок «Найк» ассоциируется только с древнегреческой богиней победы. Дэйв высказывает слова сочувствия по поводу смерти матери детей – Бен вместо принятого в обществе ритуального принятия соболезнований напоминает, что во время последней встречи он назвал Лесли бешеной сукой. Дэйв оправдывается: сестра его жены сама начала скандалить из-за того, что в семье Дэйва принято употреблять в пищу сахар. Бен упоминает о том, как умерла Лесли, Харпер в ярости, она требует не травмировать детскую психику. Бен возражает: он всегда говорит детям правду. На ночь Бен с детьми устраивается во дворе, под открытым небом. Утром Харпер предлагает отдать детей под ее с Дэйвом опеку, поскольку, проживая в лесу, они не могут посещать школу. Бен предлагает провести эксперимент. На кухню вызваны сыновья Харпер (12 и 13 лет отроду). Им задан вопрос: что такое билль о правах? Те ответа не знают. А восьмилетняя Заджа не только наизусть цитирует первую поправку к конституции США, но и комментирует ее содержание, а также пересказывает ее смысл "своими словами", что выглядит очень впечатляюще, если не задумываться о том, что об обществе рассуждает девочка, которая этого общества никогда в жизни не видела.

Следующую ночь экипаж «Стива» проводит на трейлерной стоянке. Бо знакомится с девушкой ровесницей. Та поражена атлетическими навыками, которые Бо демонстрирует, делая упражнения по йоге. Взамен Бо приобретает первый эротический опыт: девица его страстно целует. Удовольствия от совершения первого в жизни полового акта Бо лишен стараниями мамаши своей подружки. Бо уверяет женщину в том, что он вошел в ее дочь исключительно метафорическим образом и предлагает девчонке руку и сердце. Мать с дочерью поржали. Они оценили красноречие и чувство юмора Бо. На следующее утро они машут ручками вслед отъезжающему со стоянки «Стиву».

Бен с детьми подъезжают к церкви, где идет заупокойная служба. Бен одет в розовый костюм, дети тоже нарядились как на карнавал, один из малышей натянул на голову противогаз. Семья входит в церковь, усаживается на скамью для прихожан. Пастор произносит речь о покойной. Бен выходит к алтарю, прерывает священника, зачитывает завещание Лесли и требует организовать кремацию. Его выводят из церкви. Происходит объяснение с Бена с тестем. Тот говорит, что похоронит дочь на кладбище, а зятя, если он будет мешать церемонии, сдаст в полицию. Дети уговаривают отца не вступать в конфликт, потому что его могут арестовать, а их у него отнимут. Бен соглашается. Лесли похоронена на кладбище. Вечером на трейлерной стоянке опечаленный Бен пьет вино. Бо беседует с Рэллианом. Тот утверждает, что отец довел мать до самоубийства, что он опасен. Бо подходит к отцу, показывает письма из университетов. Бен возмущается, что сын его обманывал. Бо заявляет, что ему во всем помогала мать (тестирование, рассылка документов). Сын обвиняет отца в том, что он вырастил их уродами. Бен возражает: ты знаешь несколько иностранных языков, изучил квантовую физику – чему ты еще хочешь научиться в университете? Бо говорит, что он, его братья и сестры не знают самых элементарных вещей, необходимых для жизни в обществе. Мужской разговор прерывают девочки, они сообщают, что Рэллиан убежал к деду. Бен идет к дому тестя. Его впускает теща, он проходит в комнату, там дед и внук упражняются на стрелковом тренажере. Бен требует, чтобы сын ушел с ним. Тот отказывается. Джек рассказывает Бену, что он узнал от мальчика об их семейном образе жизни. Почему Рэллиан весь в синяках, как он повредил руку, что это за операции в супермаркете? Джек будет бороться за установление опеки над детьми. Бен продолжает требовать отдать ему сына все более энергично, Джек вызывает полицию, его зять покидает жилище тестя ни с чем. После отъезда приехавшего по вызову полицейского экипажа Бен отправляет Веспир в дом деда, чтобы она вытащила оттуда Рэллиана. Все это происходит в терминах типа "задание", "освободить заложника", итд.

И тут происходит непоправимое для мира главного героя. Девочка-ниндзя взбирается на крышу, скользит на черепице и падает. Ее отвозят в больницу, у нее сломана нога, обнаружен перелом одного шейного позвонка. Произошло буквально чудо, девочка могла погибнуть или стать инвалидом. На костылях и в шейном корсете она покидает больницу.

Бен, кажется, впервые с момента ухода от людей сталкивается с реальностью. А реальность жестока - его дети-терминаторы, из создания которых и состоял его идеальный образ себя, оказались просто детьми. Людьми из плоти и крови, которые могут просто подскользнуться, ошибиться, которым тоже, как и всем остальным нужна осторожность, нужно уметь перестраховываться и соблюдать какие-то правила. Он и рад бы представить себе сцену по-другому, как он раньше перерисовывал себе сцены тренировок, но гипс на шее дочери слишком красноречив.

И Бена на какое-то время отпускает. Он принимает решение, продиктованное действительно заботой о детях, а не о собственном эго. Он признает свою ошибку и решает оставить детей деду с бабушкой, чтобы не испортить им жизнь. Он садится за руль опустевшего «Стива» и отправляется в путь.

Вот тут самый неочевидный момент в фильме, который лично я могу трактовать только одним образом. Явно в фильме это никак не показано, но только такая трактовка может объяснить всю ту вакханалию, что будет дальше. Короче, оставшись в автобусе один, потеряв жену, детей и смысл своего существования, он разбивает автобус вдребезги вместе с собой. И пока его душа летит на тот свет, ей видятся только прекрасные картины. А именно:

Что дети не захотели расставаться с отцом, они притаились в автобусе, в шкафу, устроенном в его корме. В пути они выходят из шкафа. Происходит примирение. Даже Рэллиан говорит, что не испытывает к отцу ненависти. Семья принимает решение: воля покойной должна быть исполнена. Они отправляются ночью на кладбище, вырывают гроб с телом Лесли, везут его на берег океана, веселятся вокруг погребального костра, после чего едут в аэропорт и спускают прах в унитаз общественного туалета. В аэропорту семейство прощается с Бо, тот отправляется в Намибию. Отец напутствует сына. Нужно быть нежным во время секса с женщинами и вообще – надо постараться не погибнуть. «А теперь проваливай», – говорит Бен на прощание сыну. Оставшиеся в Америке члены семьи возвращаются к прежнему образу жизни на лоне природы. Только теперь они осваивают ремесло фермеров, разводят кур-несушек в салоне ставшего на прикол «Стива». Все дети посещают школу, куда их доставляет школьный автобус.

]]>